Роспись по дереву
Роспись по дереву в нашем сознании ассоциируется с народными промыслами. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связаны с центрами русской народной живописи.
 Палех |
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла.Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: "всемирно известная", "утонченная", "изысканная", "драгоценная"... |
Для ПАЛЕХСКОЙ миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры. Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор. |
В настоящее время родиной ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто "ХОХЛОМА". Значительное влияние на развитие хохломской росписи, оказали раскольники-старообрядцы. |
Хохлома
Вместе с техникой золотой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. |
Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. |
 Жостово |
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Подносы расписывают от руки, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. |
Дальнейшее развитие ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ, стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. |
ПЕРВАЯ МАТРЕШКА - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии. Этот образец, был выполнен с большим юмором, и представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание ". |
Матрешка |
Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, ее фигурки также вкладывались одна в другую. А художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. |
Но совсем необязательно ограничивать себя строгим соблюдением правил какой-то разновидности традиционной росписи. Вполне приемлемо использование стилизаций под ту или иную разновидность росписи, а также стилизации под народную роспись вообще. А для того, чтобы уметь делать это, нужно иметь хотя бы общее представление о том, какие виды традиционной росписи существуют, чем они отличаются друг от друга, какие приемы используют и т.д.
Гжель |
Городецкая роспись |
Городецкая роспись |
Семеновская матрешка |
Хохлома |
Жостово |
В нашей студии Вы не только познакомитесь с различными техниками и приемами росписи, но и освоите на практике законы композиции и цветоведения. С приобретением знаний и опыта Вы сможете совмещать разные техники и будете свободно владеть стилизацией под ту или иную роспись. Творческий подход позволит создавать работы, отражающие Вашу индивидуальность.
Авторские студийные работы
|
|
|